В прошлом году лидирующие позиции на рынке страхования жизни впервые заняли компании, занимающиеся реальным бизнесом. Но отрасли еще не удалось полностью очиститься от схем, доля которых, по оценкам экспертов, в прошлом году составила четверть всех сборов по "жизни".
Business&FM,
19 июня 2007 г.
Корпоративный стимул 1280 просмотров
Страхование жизни пока развивается за счет кэптивов и заемщиков
В прошлом году лидирующие позиции на рынке страхования жизни впервые заняли компании, занимающиеся реальным бизнесом. Но отрасли еще не удалось полностью очиститься от схем, доля которых, по оценкам экспертов, в прошлом году составила четверть всех сборов по "жизни". Согласно прогнозам, в этом году на фоне бурного роста реального страхования жизни доля схем сократится до 10%. Рейтинговое агентство "Эксперт РА" провело исследование рынка страхования жизни, согласно которому в 2006 году впервые за всю историю этого сегмента на лидирующие позиции вышли компании, занимающиеся реальным страхованием. По оценкам агентства, в прошлом году реальный рынок страхования жизни вырос более чем в два раза, с 6,1 млрд руб. до 12 млрд руб. из 15,9 млрд руб. суммарных премий в этом сегменте. Получается, что, несмотря на заметное сокращение, доля схем в страховании жизни по-прежнему занимает существенную часть - 24,5%.
От схем к делу В начале 2000-х годов на страхование жизни, ассоциирующееся тогда лишь с зарплатными схемами, приходилось более половины всех сборов страховщиков. Однако, с 2004 года Федеральная служба страхового надзора начала планомерную борьбу с "налоговым" страхованием, в результате которой рынок стал постепенно очищаться от схем. Его объемы за три года сократились почти в десять раз- со 150 млрд руб. взносов в 2003 году до 16 млрд руб. в 2006 году. Также заметно снизилась и доля "жизни" в общих сборах страховщиков (в 2004 году - до 21,7%, в 2005 году - 5,1%, а в прошлом - 2,6%). В результате санкций регулятора в 2006 году сборы по "жизни" достигли своего минимума, а число страховщиков снизилось со 179 до 145 компаний. Впрочем, уровень концентрации на рынке практически не изменился относительно предыдущих лет: 88,6% взносов в прошлом году было собрано 30 лидерами, а 70,6% - компаниями из топ-10. Однако сама структура рынка претерпела значительные изменения. Только два лидера 2005 года: "Согаз-жизнь" и "AIG Россия" - смогли остаться в первой десятке. На место же компаний, потерявших ведущие позиции, пришли кэптивные страховщики - "Капиталъ Страхование жизни", "Нефтеполис", "Чулпан" и т. д. Второе же место среди всех компаний за счет страхования жизни заемщиков занял "Русский стандарт страхование". Именно корпоративное и страхование жизни заемщиков стали локомотивами роста отрасли в целом. По оценкам аналитиков, рынок кэптивного страхования в 2006 году вырос с 4 млрд руб. до 5,4 млрд руб. (рост 35%), впрочем, по итогам 2007 года "Эксперт РА" прогнозирует замедление темпов роста до 20%. Прирост же взносов по страхованию жизни заемщиков в прошлом году составил порядка 200% - до 3 млрд руб. "Бурный рост этого сегмента прежде всего связан с развитием ипотечного кредитования",- отмечают аналитики, прогнозируя, что по итогам этого года данный рынок увеличится еще не менее чем на 65%. Вице-президент "Ингосстраха" Илья Соломатин говорит, что кэптивное и розничное корпоративное страхование сложно разделить, тем не менее оснований для замедления темпов роста этого сегмента нет. "Во-первых, рынок еще не охвачен на 100%, а во-вторых, собственникам компаний для долгосрочных инвестиций средств сотрудников пока выгоднее использовать НПФ из-за упрощенной системы их налогообложения. Однако если аналогичные льготы получат страховщики, рынок страхования жизни, в частности корпоративного, ждет всплеск",- отметил он. Заместитель гендиректора "РЕСО-гарантии" Игорь Иванов уверен, что страхование жизни продолжит активный рост- по крайней мере, за счет бурного развития ипотеки. "Страхование заемщиков стало стратегически важным для большинства компаний, поскольку в этом сегменте мы имеем возможность получить клиентов с крайне малым риском непролонгации договора, ведь, например, ипотечные кредиты выдаются на 10-20 лет",- говорит он. Также, по его словам, в ближайшей перспективе неизбежен рост и розничного страхования жизни.
Акцент на розницу Розничное страхование жизни, на развитие которого направлены усилия большинства выходящих на рынок компаний, по оценкам "Эксперт РА",- наиболее перспективный и быстрорастущий сегмент. В 2006 году его объем составил 3,6 млрд руб., а по итогам 2007 года розница вырастет до 5,5 млрд руб. Всего же, по прогнозам агентства, объем сборов по страхованию жизни по итогам 2007 года составит около 17 млрд руб., а доля реального страхования приблизится к 90%. По оценкам "Росгосстраха", рынок реального страхования жизни в 2007 году составит около 14,5 млрд руб., а в 2008 году - более 17 млрд руб. Руководитель центра стратегического анализа и планирования "Росгосстраха" Алексей Зубец считает, что все основные тенденции на рынке сохранятся и бурного роста розничного сегмента пока ждать не стоит. "Выгода этого продукта, в частности из-за отсутствия налоговых льгот, для клиентов неочевидна, поэтому он и не пользуется спросом",- говорит Зубец, отметив также, что для развития розничного бизнеса в компанию необходимо вкладывать десятки миллионов долларов. Ряд экспертов считают, что бурный рост "жизни" в России возможен только при активном выходе в Россию иностранных страховщиков. Первой на отечественный рынок в 1994 году вышла крупнейшая страховая группа мира AIG. А с 2005 года интерес к России проявили десяток крупных иностранных компаний, в числе которых ACE Group, британская Aviva и бельгийско-голландская Fortis. Наилучших же результатов добились AIG и ООО "Чешская страховая компания" (входит в группу Ceska pojistovna), остальные же компании пока никак существенно себя не показали. Впрочем, по оценкам Deutsche UFG, через пять лет не менее 90% премий по страхованию жизни будут собирать иностранные страховщики.
Александр КАДУШИН
Вся пресса за 19 июня 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 апреля 2025 г.

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 24 апреля 2025 г.
Регулятор призвал проработать варианты для ускорения выплат по массовым убыткам

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 24 апреля 2025 г.
Финансовый уполномоченный Светлана Максимова рассказала о планах по развитию подходов к разрешению споров из договоров ОСАГО

|
|
Дума ТВ, 24 апреля 2025 г.
Чернышов предложил ввести отдельную страховку для «трезвых водителей»

|
|
Инфо-Сити, Орел, 24 апреля 2025 г.
В 2024 году жители Орловской области стали больше вкладываться в страхование жизни

|
|
Интерфакс, 24 апреля 2025 г.
Источник назвал ГК «Регион» самым вероятным кандидатом на приобретение «Росгосстраха»

|
|
SakhalinMedia, 24 апреля 2025 г.
Для «трезвых водителей» разработают специальную программу страхования

|
|
Regions.Ru, 24 апреля 2025 г.
Мошенники придумали схемы обмана с приложениями для здоровья

|
|
РИА Новости, 24 апреля 2025 г.
ВТБ нашел покупателей на активы «Росгосстраха»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2025 г.
Тарифные пошлины Трампа повышают спрос на кредитное страхование

|
|
Тренд, Баку, 24 апреля 2025 г.
В Азербайджане при поддержке государства начинается страхование хлопковых полей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2025 г.
Немецкие страховщики вводят положение об исключении PFAS

|
|
korins.ru, 24 апреля 2025 г.
Инженерный центр РНПК окажет методологическую поддержку страховому рынку

|
|
Коммерсантъ онлайн, 24 апреля 2025 г.
Костин рассказал о двух претендентах на покупку «Росгосстраха»

|
|
РБК (RBC.ru), 24 апреля 2025 г.
ВТБ нашел претендентов на покупку «Росгосстраха»

|
|
Российская газета онлайн, 24 апреля 2025 г.
ВТБ планирует продать «Росгосстрах»

|
|
korins.ru, 24 апреля 2025 г.
РСА подготовил концепцию реформирования натурального возмещения в ОСАГО

|
|
Интерфакс, 24 апреля 2025 г.
Компания-владелец страховщика «Лучи» редомицилирована в РФ

|
 Остальные материалы за 24 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|